Оценка персонала

Ассессмент-центр (Центр Оценки) – это методика многоаспектной оценки профессиональных качеств персонала или отдельных сотрудников для выявления того, соответствуют ли они компетенциям и целям учреждения или Заказчика.

Компетенции – это совокупность личностных и деловых качеств, умений и знаний, необходимых для успешного выполнения задач, перечень которых определяется спецификой должности или требованиями конкретной организации. Компетенции классифицируются по четырем видам:

Модель компетенции – это требование наличия конкретных линий поведения, которыми должен обладать персонал или конкретный сотрудник в определенной должности, чтобы добиваться поставленных компанией или Заказчиком целей. Оптимально, если в модель закладывается не больше 9 компетенций. Их выбор зависит от того, на каком уровне развития (жизненного цикла) находится компания и для чего необходимо проведение Центра Оценки.

Какие задачи решает Центр Оценки?

Этот метод оценивания позволяет сформировать актуальную картину способностей и потенциала сотрудников, а также решает следующий круг задач:

Перечень этапов Центра Оценки персонала

Методика проведения Ассессмент-центра включает в себя несколько этапов:

1.Выбор компетенций и подготовка модели

Перед началом работы комиссии по оцениванию персонала по технологии Центра Оценки необходимо подготовить модель компетенции, которая будет отражать наиболее важные для заказчика стратегии поведения сотрудника и умения. Специфика модели компетенции зависит от целей оценки:

Для выявления требуемых компетенций может быть проведена фокус-группа из числа специалистов Компании, или же компетенции выбираются из готового перечня. После составления первоначального списка, с помощью метода парных сравнений, уменьшают количество компетенций, чтобы оставить самые значимые, которые соответствуют заявленной цели.

2. Создание профиля должности с идеальными параметрами

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к поведению сотрудников определенной должности, и исходя из целей Компании, формируется профиль должности. Профессиональные модели компетенций создаются под каждое конкретное подразделение, а управленческая модель является единой для всех специалистов-управленцев. При корпоративной модели профиль должности формируется один для всего персонала.

3. Обучение внутренних специалистов методологии оценивания

Для проведения анализа персонала следует привлечь к участию специалистов кадровой службы, чтобы оценивание было более объективным. Также это будет способствовать освоению методики и формированию внутренних экспертов, которые в дальнейшем смогут проводить мероприятия по улучшению продуктивности сотрудников.

4. Проведение диагностики сотрудников

Процесс проведения Центра Оценки предполагает моделирование деловых игр и ситуаций, необходимых, чтобы понять, как ведут себя участники, какую манеру поведения выбирают для решения задач, заявленных в упражнениях, а также определить, какими умениями и навыками обладает каждый сотрудник. 

Для организации оценивания по методу Ассессмент-центр в каждую группу отбирают 6–12 человек участников и от трех до пяти экспертов.

Процесс разделяется на несколько этапов:

Задания для Центра Оценки подбираются таким образом, чтобы во время всей диагностики каждая компетенция проявлялась минимум трижды. Как правило, за конкретным участником закрепляется несколько наблюдателей, чтобы в итоговой консультации экспертов можно было получить обоснованную оценку по компетенциям, сравнить стиль поведения сотрудника с желаемыми показателями и коллективно вывести финальную оценку.

5. Подготовка результатов Ассессмент-центра и оглашение их Заказчику

Коллегия экспертов готовит финальный отчет по проведению Центра Оценки, используя заранее согласованный шаблон. После чего руководителям Компании и участникам исследования предлагается ознакомиться с результатами.

Эксперты компании Кадросервис проводят заключительную беседу с сотрудниками, участвующими в оценивании, чтобы они смогли сформировать представление о своих областях развития, после чего, проводится разработка плана по профессиональному совершенствованию сотрудников в рамках Компании.